Современные упаковочные материалы не только обеспечивают защиту и сохранность продукции при ее перевозке, хранении или применении. Они выполняют важную информационную функцию.
Что указано на упаковке товара? Как правило, производители помещают на нее информацию:
- о наименовании/назначении товара;
- составе (или процентном соотношении белков/жиров/углеводов, если речь идет о продуктах питания);
- сроке годности;
- фирме-изготовителе и др.
Также на упаковочном материале присутствуют особые символы и знаки — маркировка. В упрощенном режиме даже на небольшой поверхности она оповещает потребителей о том, как безопасно применять (готовить в пищу), хранить или транспортировать груз. Значение имеет каждый знак или символ.
Донести до покупателя правдивую, исчерпывающую корректную информацию о собственной продукции — обязанность продавца. Ее вменяют ему как нормы ЕАЭС (Евразийского экономического союза), так и требования внутреннего законодательства (например, закон о Защите прав потребителей).
Если правила маркировки нарушены, реализатору грозит административный штраф.
Итак, что пишут на упаковке добросовестные продавцы?
- обозначают вещество, из которого сделан упаковочный слой;
- для продукции какой категории груз предназначается;
- возможность его утилизации.
Кроме того, каждую единицу продукции, которая реализуется на территории государств ЕАЭС, маркируют знаком ЕАС контрастного цвета. В 2021 год в эту организацию кроме России входят четыре страны: Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан.
У разных категорий продуктов свой порядок маркирования (он прописан в техническом регламенте каждой структуры). Например, производители парфюмерии и косметики ГОСТ прописывают на этикетке:
- название продукции;
- назначение (если оно непонятно из названия);
- способы использования;
- данные о компании;
- страну изготовления (если она не идентична с местонахождением производителя);
- объем/вес;
- срок годности в сутках, месяцах, годах;
- контакты импортера/представителя. Они нужны для предъявления претензий к некачественному товару;
- правила осторожности при использовании;
- условия сохранения.
Кроме товарных символов, позволяющих быстро и легко идентифицировать лейбл компании, на поверхность наносят знаки:
- соответствия. Указывают на прохождение продукцией установленных стандартов и норм качества, о том, что она прошла обязательную или добровольную сертификацию (аббревиатура РСТ с буквами/цифрами или без них, надпись 100 лучших товаров России и др.);
- манипуляционные. Они подсказывают, как правильно обращаться с грузом. Например, изображения зонтика или солнца над крышей дома предупреждают покупателей о том, что товар нужно беречь от влаги и прямых солнечных лучей. А изображенный фуршер информирует о нахождении хрупких предметов внутри коробки. Такой груз берегут от случайных и намеренных ударов, падений. В эту же категорию входят обозначения, которые оповещают о скоропортящемся грузе (картинка с рыбой, цветком, виноградной лозой), о допустимой температуре хранения/манипуляции (картинка с термометром), о необходимой защите продукции от излучения (значок с надписью «FOTO») и др;
- экологические. Тексты (или графические символы) информируют об экологических свойствах товара, способах его утилизации, использования, о его безопасности для природы. Что находится на упаковке в этом случае? Например, петля Мебиуса означает, что товар подлежит вторичной переработке. Контур кролика с надписью Animal Friendly (не испытано на животных) говорит о том, что при изготовлении продукта или его частей не использовались животные компоненты. А значит, его не испытывали на живых существах. Когда компания помещает на тару надпись Vegan, она информирует о том, что ее продукция веганская.
- предупредительные. Содержат сведения о возможном нанесении вреда человеку или природе, если потребитель не соблюдает правила обращения с изделием. В эту группу входят предупредительные знаки о легковоспламеняемых товарах (изображение пламени), токсической опасности (картинка с черепом и костями) и др.
Также утверждено еще большое количество значков информационного характера, которые помогают клиентам ориентироваться в специфике, транспортировке, условиях хранения продукта. Это могут быть предупреждения о минимальном сроке годности (изображение песочных часов), вес нетто (латинская буква «е»), замороженном изделии (знак снежинки) и др.
Комментариев пока нет